Что такое аппараты самообслуживания

4 минуты
4591 просмотр
0 комментариев

Аппарат самообслуживания — устройство, которое позволяет автоматизировать процессы. Фактически, это компьютер, который выполняет определенные функции, заложенные в него программным обеспечением. 

На нашем рынке есть как минимум десяток различных названий: касса самообслуживания, киоск самообслуживания, терминал саморегистрации, вендинговые автоматы и др. Чтобы проще ориентироваться мы решили называть их одним общим словом — аппаратом самообслуживания.

История аппаратов самообслуживания

Первые «автоматы самообслуживания» появились еще в Древнем Египте — там в храмах стояли устройства, которые за монетку выдавали порцию воды. История более современных автоматов началась в 19 веке, когда в США запатентовали первый вендинговый автомат — машину для автоматических продаж. Тогда и стали появляться разные автоматические устройства, продающие книги, открытки, жвачку, сигареты. Позже появились автоматы с холодильниками, чтобы продавать охлажденную газировку.

Старинный вендинговый автомат по продаже жвачки

Примерно в то же время, в начале-середине 20-го века, начали появляться автоматические турникеты.

И вендинговые автоматы, и турникеты, долго были механическими, либо с простейшими электронными схемами. Постепенно, с развитием технологий, они развивались — например, учились принимать бумажные деньги, а не только монеты. Тогда же стали появляться банкоматы, которые тоже можно считать аппаратами самообслуживания — ведь они выдают деньги без кассира.

Банкомат от компании NCR, фото создано в 1970 году

В итоге развитие технологий привело к тому, что в начале XXI века появились более сложные автоматические устройства — постаматы и кассы самообслуживания. А в 2010—2020-х они стали еще сложнее, и теперь умеют взвешивать предметы, принимать оплату по карте, выдавать деньги, передавать и принимать информацию через интернет, распознавать лица, считывать отпечатки пальцев.

Новым толчком к развитию аппаратов самообслуживания стала пандемия коронавируса, которая началась в 2020 году. У людей резко выросла потребность получать товары и услуги, минимально контактируя с другими людьми, и аппараты самообслуживания как раз ее закрывали. Сейчас оценки экспертов показывают, что рынок автоматических устройств будет только расти.

Основные виды аппаратов самообслуживания

Любое устройство, которое позволяет клиенту получить услугу без участия человека, можно считать аппаратом самообслуживания. Но некоторые из устройств более популярны и обладают определенными похожими функциями. Например, киоски самообслуживания в ресторанах быстрого питания. Их объединяет крупный сенсорный монитор 32" дюйма, печать чека и оплата банковской картой.

Кассы самообслуживания. Устройство, которое позволяет покупателю без участия кассира пробить и оплатить покупки. Такие кассы обычно оснащены сканером штрих-кодов. Для дополнительной проверки их иногда оборудуют весами — чтобы убедиться, что покупатель просканировал все товары и нигде не ошибся. Подробнее узнать, что необходимо для внедрения кассы самообслуживания в этой статье.

Современная касса самообслуживания в магазине "Пятерочка"

Киоски самообслуживания тоже можно назвать “кассой самообслуживания”. В них покупатель может сам выбрать товары или услуги, оплатить их, а потом получить свой заказ. Например, такие кассы часто ставят в точках продажи фаст-фуда.

Известные двухсторонние киоски самообслуживания в «Макдональдс»

Постаматы. Устройства для автоматической выдачи посылок. Классически они представляют собой блок закрытых ящиков. Курьеры доставляют посылки в эти ящики, а получатель может прийти в любое удобное время и забрать свою посылку. Существуют и более необычные постаматы, например, роверы — машинки с контейнерами, которые могут сами доставлять посылки без участия курьера. Подробнее о постаматах мы рассказали в этой статье.

Автоматические турникеты. Устройства, которые блокируют проход. Открыть их можно автоматически — с помощью денег, жетона или специального пропуска. Сейчас существуют и более современные турникеты, которые умеют распознавать лица и пропускать людей без специальных устройств.

Инфоматы и системы управления очередью. Стационарный компьютерный терминал, применяемый в сфере услуг для автоматизации процесса получения справочной информации. Внешне инфомат напоминает терминал для приема платежей. Иногда инфоматы умеют печатать талоны — тогда они служат для формирования электронной очереди. Часто можно встретить такие аппараты в поликлиниках или МФЦ.

Терминалы для регистрации в городских поликлиниках

Паркоматы. Городские кассы самообслуживания, с помощью которых водитель может оплачивать парковку, указав номер своего автомобиля и планируемое время остановки. Паркоматы оборудованы небольшим сенсорным монитором, NFC и печатью чека. Периодически можно встретить более технически оснащенные варианты паркоматов.

Проект по парковкам Нижнего Новгорода для компании ПРОФИТ

Платежные терминалы. Аппаратно-программный комплексы, которые позволяет людям осуществлять платежи и транзакции: наличными или по карте. Например, положить деньги на счет мобильного телефона.

Банковские терминалы, банкоматы. Одни из самых узнаваемых устройств в мире, с которыми хоть раз работал каждый человек. Программно-технические комплексы, которые позволяют работать с наличными: снимать и вносить на банковский счет, составлять банковские и платежные документы и т. п.

Вендинговые автоматы. Это автоматы, которые позволяют купить товар без участия продавца. От касс самообслуживания они отличаются тем, что товары хранятся прямо у них внутри. Обычно такие аппараты рассчитаны на то, что покупатель приобретет одну-две вещи, причем обычно это товары народного потребления — вода, легкие перекусы, в некоторых странах — сигареты. Во время пандемии появились торговые автоматы с масками и перчатками. Вендинговые автоматы очень популярны у индивидуальных предпринимателей из-за простоты установки и обслуживания. Часто устанавливаются в местах с большой проходимостью: ТЦ, бизнес-центры, учебные заведения.

Другие устройства:

В дальнейшем будем подробнее рассказывать о других аппаратах самообслуживания. Вот еще несколько категорий, которые мы тоже причисляем к аппаратам самообслуживания.

  • Фотобоксы, где клиент может автоматически сфотографироваться;
  • Терминалы для выдачи зарядных устройств;
  • Терминалы для моек самообслуживания;
  • Терминалы саморегистрации;
  • Санитайзеры — дезинфекторы для рук;
  • Микромаркеты — умные холодильники;
  • Терминалы продажи билетов, например, лотерейных;
  • Автоматы для билетного контроля в транспорте;
  • Симкоматы — выдача сим-карт;
  • Комбинированные аппараты, которые выполняют разные функции;
  • Криптоматы или биткоиноматы.

Что умеют аппараты самообслуживания

Как мы и говорили ранее, аппарат самообслуживания — это компьютер, который выполняет различные функции. В свою очередь, программное обеспечение говорит, какие комплектующие ему нужны для выполнения этих функций. Подробнее о разработке программного обеспечения вы можете узнать в интервью с Русланом Егорочкиным — основателем Ansoft-Group. Вот самые частые функции, которые встречаются в аппарате самообслуживания:

  • Прием-выдача наличных средств;
  • Прием-выдача монет;
  • Прием-выдача пластиковых карт;
  • Прием-выдача банковских карт;
  • Печать чеков и этикеток;
  • Печать талонов;
  • Сканирование паспортных данных;
  • Прием-выдача предметов;
  • Функция биометрии: сканер отпечатков пальцев или вен ладони;
  • Видеосъемка.

Криптомат для компании «Bitlish»

Терминал выдачи сим-карт от компании «Simkomat»

Лотерейный аппарат «Столото»

В чем польза аппаратов самообслуживания

Мы выделяем 4 основных базовых тезиса:

Экономия денег. Тут работает простая математика: один сотрудник, например, ресторана быстрого питания, обходится бизнесу в 60 000 ₽ в месяц. В год компания за него платит больше 600 000 ₽. Персональная разработка кассы самообслуживания для ресторана быстрого питания может стоить до 3 000 долларов в зависимости от функционала, и со временем это вложение окупится. Окупаемость готового решения на базе SelfOrder21 Lite с готовым ПО, в среднем, 4 месяца. Кроме того, аппарат исключает риск человеческой ошибки, что тоже помогает избежать потери денег.

Круглосуточное обслуживание. Аппарат легко может работать 24/7, без обедов и выходных. Наглядный пример: касса самообслуживания в магазине Лента. Ночью там работает один кассир и один охранник, а клиентов обслуживает блок касс самообслуживания. В итоге не приходится переплачивать сотрудникам за ночные смены.

Экономия места. Если мы говорим о продуктовых магазинах, аппараты самообслуживания могут использовать нерабочие квадратные метры и заменять целый кассовый узел. Размер кассы самообслуживания 0,5 м², когда классическая касса занимает 2-4 м².

Транслирование рекламы, повышение узнаваемости и увеличение ценности бренда. Возможность транслирования рекламы на основном или дополнительном мониторе. Часто такие аппараты транслируют рекламу партнеров, акции товаров, новинки, а также предлагают дополнительные услуги или продукты. Новые технологии привлекают молодых покупателей, которым нравятся новые гаджеты. А установку нового оборудования в магазине можно обыграть информационным поводом или дополнительной рекламой мобильного приложения.

В следующих статьях мы подробнее поговорим об аппаратах самообслуживания: их виды, особенности, функции и выгоды. Заходите к нам на страницу статей, чтобы не пропустить новые материалы.

Комментарий

Добавление комментариев доступно только для авторизованных пользователей. Войти.
К списку новостей