Главное о постаматах: что это, зачем они нужны и как работают

4 минуты
5192 просмотра
0 комментариев

Что такое постаматы вы наверняка знаете — они сейчас стоят почти в каждом супермаркете. Расскажем кое-что поинтереснее: какие они бывают, почему на них растет спрос и как современные гиганты индустрии используют постаматы в своих целях.

В последние годы люди все больше задумываются об автоматизации и роботизации: товары на складах сортируют роботы, в супермаркетах появляются кассы самообслуживания, посылки доставляют дроны. И пандемия 2020 подстегнула эти тренды — сильно вырос спрос на все автоматическое и бесконтактное. И постаматы — как раз отражение этих трендов, способ удобной и быстрой бесконтактной доставки.

Что такое постаматы: какими они бывают и какими могут быть

Постамат с терминалом

Постамат — это устройство для автоматической выдачи посылок. То есть главная его функция — выдать получателю посылку в любое время, без участия курьера или другого сотрудника.

Сейчас популярны простые постаматы: несколько закрытых ящиков и терминал. В терминале вводится пароль для получения посылки: можно отследить заказ, оформить возврат или оплатить покупку через терминал.

Но есть идеи постаматов и поинтереснее, еще более продвинутых и автоматизированных:

Роборуки и роботы-курьеры. У классических постаматов есть маленькая проблема — размер ячеек ограничен размером, но никак не объемом, и туда не положишь слишком крупную или негабаритную посылку вроде велосипеда или лыж. Но есть решение — использовать для выдачи посылок роборуки. Тогда «постамат» превратится во что-то вроде пункта выдачи, с большим складом, но без сотрудника — посылки по паролю будет выдавать роборука. Помимо роборук есть и другой способ доставки товара: роверы у Яндекса и скауты у Amazon, последние начали использовать машинки с начала 2019 года.

Так выглядят современные роборуки

Яндекс. Ровер

Дронпоинты. Посылки между несколькими постаматами в пределах одного города доставляют дроны вместо курьеров. Они автоматически забирают посылки из боксов, по воздуху отвозят их в место доставки и помещают там на хранение «до востребования». Это гораздо быстрее классической доставки — можно получить посылку за один день.

Такой проект разрабатывали в России, и возможно в будущем дроны действительно будут использовать для экспресс-доставки продуктов или важных документов.

Вот так могла бы работать доставка дронами в постаматы:

Мобильные постаматы. В качестве постамата выступает автомобиль. Утром в него загружают товары со склада, а потом автомобиль приезжает в точку выдачи и стоит там весь день и ночь. Получается, что посылку все еще можно забрать в любое удобное время, но курьерам не нужно ездить со склада и обратно. Кроме того, локацию мобильного постамата можно менять в зависимости от того, куда заказано больше посылок.

Продуктоматы. Постаматы с охлаждением, в которых могут храниться продукты питания. Это поможет упростить продажу и доставку редких и дорогих продуктов. Можно будет не хранить на полках супермаркета стейки из мраморной говядины или экзотическую питтахайю — заинтересованные покупатели будут заказывать такие продукты через интернет и получать в постамате рядом с домом.

Кстати, с недавних пор постаматы перестали быть историей только о получении посылок. Через некоторые постаматы, например, PickPoint, теперь можно отправлять посылки. Для этого нужно просто упаковать посылку, оплатить отправку онлайн и загрузить в ближайший постамат. Потом курьер заберет ее оттуда, и посылку отвезут в постамат получателя.

Возможно, в ближайшем будущем такие постаматы полностью заменят почту и курьерские службы. И в каждом подъезде вместо обычных почтовых ящиков будут стоять автоматизированные постаматы.

Почему постаматы стали так популярны

По статистике, в середине 2020 года в России было больше 15 000 постаматов. Для сравнения, в 2018 их было всего 5 500 — почти в три раза меньше.

Для наглядности — карта постаматов 5Post и PickPoint в России. Они есть практически везде, где плотность населения выше одного человека на десяток квадратных километров:

Постаматы 5Post

Постаматы PickPoint

В чем же причина такого резкого роста числа постаматов? Разберем это с точки зрения выгод для бизнеса:

Клиентам так удобнее. Почта и пункты выдачи работают по графику, курьера надо ждать в определенное время — это неудобно. Кроме того, в пандемию хочется меньше контактировать с людьми. Поэтому идеально, когда посылку можно забрать в любое время, без участия человека — то есть в постамате.

Поэтому выбирая между двумя интернет-магазинами, люди чаще предпочтут тот, где есть доставка в постамат, а не на почту.

За трендами следует даже «Почта России» — они начали устанавливать свои постаматы для выдачи посылок.

Снижение затрат на персонал и логистику. Постаматы позволят нанимать меньше курьеров и сотрудников служб доставки, а также не тратить деньги на развоз посылок лично каждому клиенту. В итоге их закупка и установка окупится.

А еще с постаматами легче расширить зону доставки

Можно использовать постамат как рекламу. Продавать площадь постамата: размещать баннеры или объявления или даже поставить экран и крутить медиарекламу. В итоге постамат в торговом центре может превратиться в дополнительный рекламную точку.

Например, Ozon брендирует свои постаматы. Они сразу бросаются в глаза и служат отличной рекламой маркетплейса.

Кто вообще ставит и обслуживает постаматы

Есть две группы компаний, которые занимаются постаматами.

Первая группа — это службы доставки, например, PickPoint. У них есть свои курьеры и пункты выдачи, и в дополнение к ним — постаматы. Именно таких постаматов обычно больше всего — иногда в магазинах и ТЦ стоят даже несколько, от разных служб.

Такими постаматами обычно пользуются другие компании и интернет-магазины. Именно через такой постамат можно отправить клиенту заказ — отнести посылку в службу доставки или постамат с функцией приема.

Вторая группа — это крупные компании, которые предлагают доставку дополнительно. Например, Ozon — вы покупаете товар у них на сайте, и можете выбрать доставку в их фирменный постамат. Или «Пятерочка» — супермаркеты, которые поставили свои фирменные постаматы для приема посылок с Aliexpress и от других магазинов. Или сам Aliexpress — он запустил собственную сеть и планирует поставить в России больше тысячи постаматов.

Такие компании занимаются постаматами для удобства своих покупателей, либо чтобы извлечь дополнительную прибыль и привлечь больше клиентов в свои магазины.

Ozon сейчас стал лидером среди всех сетей постаматов — поставил больше 6000 терминалов, опередив даже PickPoint. Правда, они позволяют получать только товары, заказанные на маркетплейсе — для сторонних магазинов эта сеть пока недоступна.

Сейчас на рынок постаматов планирует выходить «Сбер» — их дочерняя компания «Сберлогистика» подала заявку на патент собственного постамата и планирует создать сеть минимум из 10 000 автоматизированных пунктов выдачи посылок.

Постаматы выгодны и тем, кто ставит их у себя: владельцам магазинов и торговых центров. Они предоставляют владельцу постамата площадь и электричество, а взамен берут с него арендную плату. И привлекают к себе поток клиентов — есть шанс, что зашедший за посылкой заглянет и к ним в магазин.

Надо отметить, что все эти компании не изготавливают постаматы сами. Проектированием, изготовлением и программированием терминалов занимаются их партнеры.

Как дела с постаматами в других странах

За границей постаматы набрали популярность раньше, чем у нас. Уже в 2015 в Европе их было установлено больше полумиллиона, а в США на 2017 год их насчитывали 24,8 тысяч.

За границей постаматы ставят не только в магазинах, но и на улицах. Собственные сети постаматов есть у крупных ритейлеров вроде Amazon, и у служб доставки типа DHL. Много там и локальных сетей, в пределах одной страны или даже одного города.

К примеру, такие огромные стойки с постаматами можно найти в Германии. Их обслуживает популярный логистический оператор, DHL

С постаматами в плюсе все: и владельцы, и покупатели. И пока бесконтактная доставка дронами еще не стала массовой, постаматы остаются самым простым и удобным способом получить покупку.

Комментарий

Добавление комментариев доступно только для авторизованных пользователей. Войти.
К списку новостей

Другие новости