Преимущества и недостатки кассы самообслуживания

2 минуты
1728 просмотров

Никто не любит стоять в очереди. Мысль простая, понятная, но не вполне понятно, что с ней делать: ставить больше касс? Зачастую это дорого и нерентабельно – по крайней мере, если речь идёт об обычных кассах, которые занимают много места и требуют нанимать кассира. Сегодня попробуем разобраться в том, как проблему с очередями решают кассы самообслуживания: что они дают, какими особенностями обладают, что нужно учитывать при внедрении.

Преимущества кассы самообслуживания

Есть три основных причины поставить в своём магазине автоматические кассы:

Касса самообслуживания уменьшает очереди

По статистике Capgemini, самая раздражающая покупателей вещь – это длинные очереди перед кассой. Касса самообслуживания решает эту проблему самым простым способом:

  1. Касс становится больше (на место одной традиционной кассы легко встанет 3-4 автоматических киоска);
  2. Пропускная способность кассовой зоны возрастает;
  3. Очереди уменьшаются.
Опыт X5 Retail показывает, что комплект из четырёх автоматических касс покрывает до 40% всего трафика магазина – причём после установки автоматической кассы этот трафик возрастает до 7% (просто за счёт быстрого оформления заказа)

С кассой самообслуживания вы тратите меньше денег

Работа любой «стандартной» кассы – это всегда следующие расходы:

  • Покупка и амортизация техники: транспортёрной ленты, самой кассы, прилавка;
  • Траты на кассира: заработная плата, выплаты в соцфонды и, конечно, «спонтанная материальная помощь» (80-90% случаев воровства в магазинах – это инициатива сотрудников);
  • Аренда большей площади: на одну кассу в среднем уходит 2-4 М².

Касса самообслуживания сокращает этот список сразу по двум пунктам:

  • Вместо того, чтобы ставить по кассиру на каждую кассу, вам достаточно иметь одного консультанта на 4-6 терминалов – экономия на зарплате;
  • Одна касса самообслуживания занимает около 0.5 М² – экономия на пространстве: можно сократить площадь кассовой зоны, а это меньше антикражных ворот, меньше проблем с охраной и больше места под торговлю.

В результате расходы снижаются, прибыль растёт.

Касса самообслуживания увеличивают средний чек

Хорошая реклама должна быть ненавязчивой и полезной, поэтому касса самообслуживания:

  • Может выводить актуальную рекламу прямо на первом экране, вокруг кнопки «Начать покупки»: это зона, которая гарантированно привлечёт внимание клиента;
  • Анализируя список выбранных покупателем товаров, может предлагать актуальные акции и скидки – причём автоматика с этими рекомендациями никогда не ошибается, в отличие от живого кассира.
В итоге растёт количество сопутствующих покупок. Кроме того, совершая покупки на обычной кассе, многие люди осторожничают, набирая меньше продуктов, чем могли бы себе позволить – никто не хочет ждать «Галя, у нас отмена!». С автоматическими кассами такой проблемы нет: человек просто откладывает в сторону не поместившиеся в чек товары, поэтому в торговом зале он чувствует себя спокойнее и набирает больше.

Недостатки кассы самообслуживания

Перед тем, как ставить у себя в магазине кассы самообслуживания, нужно продумать два важных момента:

  1. Кассы самообслуживания требуют затрат на внедрение. Здесь нужно учитывать, что траты на внедрение автоматической кассы – разовые расходы, а снижение ежемесячных затрат и рост чека будут постоянными. Средний срок окупаемости кассы самообслуживания составляет 1 год. Кроме того, расходы на ПО и интеграцию – это часть бюджета, которая сильно зависит от проводящей внедрение компании. Выбрав ответственных разработчиков, которые действительно могут оптимизировать свои решения под ваши нужды, вы эту статью затрат серьёзно сократите;
  2. Нужно будет обучить персонал работе с автокассами. После обустройства зоны с кассами самообслуживания вы сможете заменить 4-6 кассиров всего одним консультантом, но его нужно обучить. Рекомендуем сразу выбирать подрядчика, который с этой задачей помогает.

Спорные моменты

Перед тем, как подводить итоги, кратко пройдёмся по ещё трём моментам, которые нельзя однозначно отнести ни к плюсам, ни к минусам:

  1. Весы. Все кассы самообслуживания делятся на два типа: с весами и без. Весы позволяют кассе точнее контролировать покупки клиентов, дают большую точность, но по мере эксплуатации они нередко начинают врать и требуют дополнительных расходов на обслуживание. Крупный ритейл сейчас всё-таки отходит от касс с весами в пользу обычных терминалов – тем более, что…
  2. Воровство. Весы, о которых мы говорили выше, обычно ставят для того, чтобы покупатели не воровали. Вот только – по статистике – клиенты особо и не воруют, а если воруют, то в торговом зале. Товары чаще всего выносят сами сотрудники магазина, в том числе и кассиры: следить нужно за ними. Так что, от весов вполне можно отказываться;
  3. Сложности при внедрении. Некоторые ритейлеры испытали при внедрении касс самообслуживания трудности: проекты затягивались, предустановленное ПО плохо сочеталось с потребностями магазина, сами кассы глючили. Это не однозначный минус, потому что всё упирается в конкретную компанию и конкретное решение: если пытаться поставить «стандартную комплектацию» – без учёта особенностей процессов конкретной компании – проблемы однозначно будут. А если разработчик плотно работает с представителями ритейла и действительно готов к индивидуальным решениям, особых сложностей не возникнет.

Ну и отдельно нужно сказать, что у разного оборудования от разных поставщиков тоже есть свои плюсы и минусы: по цене, по расходам на обслуживание, по стабильности работы.

Общие выводы

Подводя итог, сводим вышесказанное в простую табличку:

Преимущества и недостатки кассы самообслуживания

Так стоит ли внедрять автоматические кассы сегодня? Наша практика показывает, что да: чем моложе покупатели, тем удобнее им оплачивать свои покупки самостоятельно, без лишнего ожидания и общения. Поэтому мы уверены, что в ближайшие годы тренд на самообслуживание будет только укрепляться: чем раньше к нему присоединитесь, тем быстрее начнёте получать от него выгоду.

К списку новостей