История постаматов: с чего все начиналось и что ждет в ближайшем будущем
В 2021 году постаматы окончательно перестали быть чем-то инновационным. Теперь их можно найти даже в небольших городах, а в миллионниках они вообще встречаются на каждом углу. Во всей России постаматов больше 15 000, а в мире — больше 300 000. Но так было не всегда — постаматы прошли довольно долгий путь, прежде чем стать настолько популярными. Посмотрим на их историю, к чему они пришли сейчас и что их ждет дальше.
Самые первые постаматы: когда и где появились
Долгое время в мире доставки посылок не существовало ничего, кроме почтовых ящиков, курьерских служб и отделений почты. Первые полностью автоматические постаматы появились только в самом начале XXI века, в 2001 году.
Их установила в германии компания DHL, знаменитая международная служба курьерской доставки. Они очень быстро стали популярны, хотя были еще недостаточно автоматизированными. Чтобы получать посылки, нужно было регистрироваться и получать специальную карточку, а чтобы отправлять — покупать почтовые штампы. Для тех времен это было нормально — ведь смартфоны не были широко распространены, а идентификацию по смс еще не придумали.
Интересный факт: за границей не используют слово постамат, этот термин чисто российский. Немецкие станции называют Packstation, а в Латвии их называют пакоматами, от слова paka – посылка. Какого-то единого названия нет. Обычно о них говорят как об автоматизированных почтовых терминалах, либо используют название конкретной службы, установившей постамат.
Постепенно система становилась все более автоматизированной — например, получателю мог прийти на электронную почту штрих-код, по которому можно было получить посылку без регистрации.Сейчас сеть постаматов DHL раскинулась по всей Германии. По статистике, 90% немцев могут дойти до ближайшей Packstation всего за 10 минут.
Нашествие на мир: как постаматы распространились по Европе, США и другим странам
Другие страны с радостью подхватили идею постаматов. В 2006 Post.24-Station появились в Австрии, причем их сразу ставили в популярных местах: супермаркетах, заправках и почтовых отделениях. Кстати, производила австрийские постаматы та же компания, что занималась немецкими — KEBA.Дальше шествие постаматов по Европе было уже не остановить. В течение 5-6 лет они появились в Ирландии, Великобритании, Финляндии, Латвии, Польше и других европейских странах. Сначала их были десятки, потом сотни, а затем и тысячи. Вообще ставить постаматы в Европе было довольно удобно: территории там небольшие, и в какой-нибудь Латвии даже 39 постаматов — уже крупная разветвленная сеть.
Когда постаматы стали популярны в Европе, они постепенно двинулись западнее, в Канаду и США. Там было больше разнообразия — постаматами занимались разные компании, в основном службы доставки, поэтому сеть росла очень быстро. А дальше постаматы отправились на юг — в Австралию, ОАЭ и даже Коста-Рику.
Кстати, во многих странах постаматы принадлежат не частным компаниям, а государству — они работают как часть почтовой системы и стоят в почтовых отделениях.
Постаматы в России: история длинной в 10 лет
Самый первый постамат в России появился 29 ноября 2010 года. Его установила в Москве компания PickPoint — популярная служба доставки, один из лидеров рынка постаматов в нашей стране. Сейчас они каждый месяц доставляют около миллиона посылок.Вслед за PickPoint постаматы у нас в стране стали ставить другие компании. Что интересно, в основном это были не логистические службы, а компании вроде QIWI, Совкомбанка или Пятерочки. Они открывали отдельные подразделения доставки и начинают ставить постаматы, чтобы зарабатывать деньги и предоставлять клиентам лучший сервис.
В 2019-2020 случился резкий бум — лидером по числу постаматов в России резко стал маркетплейс Ozon. Сейчас из больше 6000, и за таким резким ростом не успел даже PickPoint. Но возможно, лидерство Ozon продлится недолго — свою сеть постаматов планирует запускать Сбербанк, и они хотят поставить 10 000 постаматов по всей России, преимущественно в отделениях банков.
К слову, недавно Почта России выиграла аукцион на установку постаматов в метро.
Перспективы развития: что будет с постаматами дальше
Потребность в постаматах растет — людям все больше нравится получать посылки без контакта с курьером, в любое удобное время. И что приятно — для продавцов доставка в постаматы тоже обходится дешевле курьерской доставки. То есть это удобно и выгодно всем.По словам гендиректора PickPoint Надежды Романовой, у онлайн-покупателей растет спрос на доставку в автоматизированные пункты выдачи. К 2025 г. число постаматов в России, по ее прогнозам, дорастет до 20 000–25 000.В США уже сейчас 35%–40% онлайн-покупателей пользуются автоматическими пунктами выдачи. А в Китае постаматы появились около двух лет назад, но их уже больше 200 тысяч, и число продолжает расти.
В США уже сейчас 35%–40% онлайн-покупателей пользуются автоматическими пунктами выдачи. А в Китае постаматы появились около двух лет назад, но их уже больше 200 тысяч, и число продолжает расти.
Учитывая такую популярность, скоро постаматы наверняка будут стоять в каждом городе мира. А может быть, и в каждом доме — постаматы заменят классические почтовые ящики, и мы прямо дома сможем получать посылки из любых магазинов. Кто знает, может быть даже классическая почта исчезнет, а курьерские службы уйдут в прошлое? Время покажет.